Научная фантастика поможет в разработке роботов
Несмотря на все большее распространение роботов – широкое их применение в промышленности, создание первых аппаратов для выполнения боевых задач, и даже появление «офисных» роботов – отношение к ним со стороны общества очень неоднозначно. Если выполняющие механическую работу механизмы не имеют противников, то вот постоянное улучшение умственных возможностей, а одновременно с этим и большая их самостоятельность, зачастую воспринимаются крайне негативно...
В будущем не исключено появление и первых аппаратов, которые смогут без особых проблем общаться с человеком, а значит, вполне могут стать отличными помощниками, а заодно и частью нашего общества. И в этом случае разработчики будут вынуждены решать проблему взаимоотношений человека и робота, ведь сегодня представление о роботах составляется на основе произведений, как литературных, так и произведений кинематографа, жанра научной фантастики, а зачастую, и обычной фантастики, нередко рисующих роботов в качестве одной из главных угроз для человечества.
К тому же, большинство обывателей склонны очеловечивать роботов, в том числе и благодаря таким картинам, как «Звездные войны», в которой одну из главных ролей играл человекоподобный аппарат C-3PO, обладающий не только внешним сходством с человеком, но и эмоциями, обычно проявляемыми только людьми. Однако реальность значительно отличается от подобных представлений, ведь современные роботы представляют собой лишь механизмы, способные ориентироваться в пространстве и совершать относительно простые действия. О каких-либо эмоциях речи не идет.
Однако робототехники вполне могут найти в литературе и кинематографе своих главных союзников. Например, исследователи могут заимствовать многие интересные идеи для разработки роботов, которым предстоит влиться в грядущее общество. В этом случае особое внимание стоит уделить внешности роботов, дабы облегчить установление отношений с ними, и в качестве примера здесь приводится ставший знаменитым робот WALL-E, созданный дизайнерами и аниматорами компании Pixar. И прогресс в этом направлении уже очевиден, стоит хотя бы отметить уникального робота Kismet, способный выражать некоторые эмоции, и в чертах которого явно узнается облик прототипа из фильма «Гремлины».
В способностях Kismet, разработанного сотрудниками Массачусетского Технологического Института, значатся: движение головы и глаз, чтобы установить визуальный контакт с собеседником, бровей, век, губ и челюсти, что позволяет ему выражать простые эмоции. Помимо этого наличие микрофонов и работа под управлением специализированного программного обеспечения Spoken Language Systems Group, ответственной за выбор низкоуровневых образцов речи (простых фраз, реплик и пр.), помогают роботу общаться с человеком. По всей видимости, именно в этом направлении и будут вестись работы по созданию роботов будущего, которым предстоит влиться в человеческое общество.